Умберто Эко. Пражское кладбище

В современной литературе итальянский писатель Умберто Эко занимает особое место. Великий насмешник, он умеет в несколько забавную и бесконечно занимательную форму облечь весьма и весьма серьезные вопросы. Такие, например, как в его новом романе «Пражское кладбище».
Как и в другом романе Умберто Эко, «Имя розы», в «Пражском кладбище» снова пойдет речь о книге, которая убивает. Правда, в данном случае речь идет о куда как более судьбоносном тексте – а именно о легендарных «Протоколах сионских мудрецов», знаменитой рукописи-подделке, повествующей о коварных планах евреев захватить весь мир. Книге, которая настолько вдохновила Гитлера, что она стала для него руководством к действию, а в результате – трагедия Второй мировой войны, о которой не стоит забывать и сегодня.

Но вернемся к «Пражскому кладбищу». Действие романа происходит в конце 19 века. Главный герой «Пражского кладбища» — бывший капитан-гарибальдиец Симоне Симонини — личность малоприятная. Он авантюрист, настоящий виртуоз в подделке документов, мастер организовывать заговоры, а затем столь же мастерски их разоблачать. Зачем? Да исключительно из соображений выгоды и профессионального азарта.
«Нет счета всем людям, кто опасается, что против них плетутся заговоры. Вот нам готовая форма. Можно заполнять ее по усмотрению, кому чего, по заговору на каждый вкус… Все верят только тому, что уже знают. В этом и есть красота Универсальной Формы заговора».

Так рассуждает Симонини, пытаясь продать заказчикам очередные протоколы мирового заговора. Кто же плетет эти сети? Да кто угодно! Для масонов можно состряпать документ про иезуитов, для иезуитов – про масонов, а для царской Охранки – про евреев. Тем более, что герой «Пражского кладбища» — ярый антисемит. Правда, он незнаком ни с одним евреем, но тем не менее, люто их ненавидит. Впрочем, остальные нации Симонини тоже недолюбливает. Откровенно говоря, он высоко ценит единственного человека – самого себя.

Разумеется, ни на каком Пражском кладбище Симонини никогда не был, собрания масонов/иезуитов/евреев не видел. Зато у него имеется определенный литературный талант, и масса источников вдохновения – книги Александра Дюма-отца (кстати, с автором он знаком) и Эжена Сю.

Впрочем, этим таланты героя «Пражского кладбища» не исчерпываются, а его приключения с каждой страницей становятся все занимательнее: диалоги с загадочным аббатом Далла Пиккола, беседы с доктором Фройдом, Парижская коммуна и террористы, посещение черной мессы и парижских катакомб, дело Дрейфуса…
В «Пражском кладбище» Умберто Эко показывает все крупнейшие события 19 века, которые привели к социальным катаклизмам следующего столетия. Впрочем, делает он это в своей обычной манере – легко, не морализируя и не впадая в гражданский пафос. Что-то в «Пражском кладбище» правда, что-то вымысел, который, впрочем, вполне мог бы стать правдой. Вот что говорит сам автор: «Герои этого романа не являются мнимыми. За исключением главного героя, все они жили на самом деле, в том числе его дед, автор таинственного сообщения для аббата Баррюэля, которое дало начало всему современному антисемитизму».

Основная идея «Пражского кладбища» — показать, как из наших иррациональных суеверий вырастают настоящие монстры. А выводы пусть делает сам читатель.

Об авторе
Поделитесь этой записью

La Femme Moderne — Журнал современной женщины © 2024 Все права защищены