Артуро Перес-Реверте «Терпеливый снайпер»: смертельный стрит-арт

Чего мы ждем от книг Артуро Перес-Реверте? Чаще всего — глубокого погружения в минувшие эпохи. Писатель редко обращается к современности. Но каждый из его романов, посвященных нашей повседневности, заставляют задуматься о многих вопросах. Например, о том, где проходит граница между искусством и реальностью? На что можно пойти ради того, чтобы достичь своей мечты?

Главный герой этой книги — некий уличный художник по прозвищу Снайпер. Он действительно талантлив, его интервенции (или, если хотите, акции) вызывают либо полное неприятие, либо восхищение. Он подбивает своих последователей на новые интервенции, и притом весьма опасные. Некоторым из юных райтеров это стоило жизни. неудивительно, что за Снайпером охотится полиция. А еще — модные издатели и галеристы. И некий магнат с темным прошлым, сын которого погиб во время одной из таких интервенций. Но, хотя «Терпеливый снайпер» посвящен поискам этого неуловимого художника, на самом деле — это книга-размышление о современном искусстве.

Да, в ней есть детективный сюжет, и традиционная для книг Артуро Перес-Реверте история о любви и мести. Но все-таки роман в большей степени посвящен культурным и социальным реалиям нашего времени. И много внимания в нем уделяется не самым привлекательным сторонам старой Европы. Возможно, именно поэтому он вызывает такую неоднозначную реакцию даже у поклонников творчества писателя. Ведь многие ждут от него такого же элегантного романа, как «Танго старой гвардии» или авантюрной истории в духе «Тайного меридиана».

Тем не менее, «Терпеливый снайпер» по-своему весьма интересен. Большинство читателей откроет для себя новый мир.
Жизнь уличных райтеров — это борьба. «Каждому, кто рисует на стенах, есть что сказать», — говорит один из героев книги. Но, пожалуй, большинство этих райтеров и сами не мог сформулировать цель своей борьбы. Они знают, против чего борются, но не знают, ради чего.

Далеко не все из них хотят выставляться в галереях. Ведь «в наше время право называться художником дают тебе критики и мафия галеристов». Их привлекает улица. И кварталы, в которых живут эти райтеры, вряд ли можно назвать образцово-показательными. «Экономический кризис прошелся и по этой зоне: кое-какие заведения, прогорев, закрылись и так и стоят запертыми, по эту сторону металлических жалюзи валяются в уличной пыли кипы рекламных листовок и проспектов, стеклянные двери сто лет не мыты, а витрины являют собой мерзость запустения. И пустоты». Вообще автору удивительно удается передать атмосферу «нетуристической» стороны красивейших городов Европы — Вероны, Мадрида, Лиссабона, Неаполя.

Об авторе
Поделитесь этой записью

La Femme Moderne — Журнал современной женщины © 2024 Все права защищены