Развитие памяти у детей: основные упражнения

Многие считают, что плохая память — это особенность личности, и ничего с этим поделать нельзя. Психологи, врачи и педагоги с этим совершенно не согласны. Память можно и нужно развивать, и желательно начать этот процесс как можно раньше. Развитие памяти у детей приносит свои плоды еще в школьные годы, но и во взрослой жизни человеку будет проще, если в детстве с ним играли в игры-запоминалки и учили тренировать не только логическое мышление, но и память.

Развитие памяти у детей: с чего начинать?

Как происходит развитие памяти у детей? Прежде всего, следует отметить, что даже у 3-4-месячных детей в памяти сохраняются определенные образы, значимые для него. В полгода малыш может узнавать лица родных и даже некоторые предметы. А еще у него появляются первые страхи, связанные с образами, вызвавшими неприятные ощущения. Например, в поликлинике во время процедур малышу сделали больно, и в памяти у него зафиксировался образ человека в белом халате, которого он считает источником неприятных ощущений.

В следующий раз ребенок может заплакать при виде медсестры, одетой в такую униформу. Развитие памяти у детей в этом возрасте происходит достаточно активно. Задача родителей — как можно больше разговаривать с малышом, петь ему песенки, рассказывать об окружающих предметах. А с семимесячным ребенком можно играть в прятки — просто покажите ему игрушку, а потом спрячьте ее за диванной подушкой и поищите вместе с малышом. В 8 месяцев уже можно рассматривать картинки в книжках.

1-3 года: нежный возраст

Развитие памяти у детей в 1-3 года имеет свои особенности. В этом возрасте особенно активно происходит развитие двигательной памяти, ведь малышу приходится запоминать множество различных движений и действий с тем, чтобы потом их воспроизводить. Поэтому с ним нужно как можно больше играть в подвижные игры, танцевать, развивать мелкую моторику с помощью лепки, рисования, перебирания мелких предметов вроде бусин на проволочном лабиринте. Можно также играть на ксилофоне, игрушечном пианино или барабане.

Особое значение приобретают игры-запоминалки. С ребенком нужно обсуждать все, что происходит вокруг — какие автомобили вы видели на прогулке, что ели на обед, с какими игрушками он играл. Учите с ним стихи, песенки, загадки, ищите 5-10 отличий на двух похожих картинках. Читая книжки, акцентируйте внимание на новых словах, объясняя их смысл. А когда закончите чтение сказки, попросите малыша рассказать, кто был ее главным героем, что он делал и как выглядел?

Можно играть в другую игру. Например, положить на стол три-четыре игрушки. Пусть малыш на них посмотрит, а потом отвернется. Вы уберете одну из них, а когда малыш повернется, спросите его, какой игрушки не хватает. Со временем игру можно будет усложнить, не убирая игрушки, а меняя их местами.

Самый активный возраст: 3-6 лет

Развитие памяти у детей особенно интенсивно происходит в 3-6 лет. Вот почему рекомендуется начинать изучение иностранных языков именно в этом возрасте. В это время можно ставить уже более значимые цели — например, выучить стихотворение к празднику. У ребенка, впрочем, надо развивать и тактильную память. Он должен запоминать ощущения от прикосновения к предметам разной формы и фактуры. Здесь уместна такая игра: нужно завязать ребенку глаза и вкладывать в руку разные предметы, чтобы он угадал, что именно держит в руке. Обследуйте таким образом 3-5 предметов, а потом попросите ребенка назвать их в той последовательности, в которых вы ему их предлагали.

Развитие памяти у детей 6-9 лет тесно связано с процессом обучения в школе. И здесь уже используются совершенно другие методики. Например, в 9 лет ребенку можно назвать несколько не связанных между собой слов и попросить объединить их в рассказ. Это развивает образное мышление и, кстати, такую методику могут применять и взрослые для тренировки памяти. Но об этом мы поговорим в другой раз.

Об авторе
Поделитесь этой записью

La Femme Moderne — Журнал современной женщины © 2017 Все права защищены